Частые неисправности ШРУСа и способы их выявления
ШРУС или шарнир равных угловых скоростей является важной деталью любого автомобиля. За техническим состоянием этого узла нужно следить, так как от него напрямую зависит безопасность эксплуатации транспортного средства. Ниже мы рассмотрим основные неисправности ШРУСа, их причины и симптомы, указывающие на наличие неполадок.
Порванные пыльники
Чаще всего к поломке всего механизма ШРУСа приводит всего лишь порванный и вовремя не замененный пыльник. Пыльники на шарнирах изготавливаются из резины или термопласта. Первые значительно дешевле, поэтому используются всегменте бюджетного автотранспорта. Термопластовые изделия, пусть они и дороже, обладают гораздо большей механической прочностью и ресурсом. Многие автовладельцы из–за жесткости материала сомневаются в его высоком качестве, однако это заблуждение – материал очень надежный.
Основные причины повреждения пыльника ШРУСа – низкие температуры, физические воздействия со стороны посторонних предметов и перетирания в ходе эксплуатации. С морозами все понятно – пыльники низкого качества плохо переносят отрицательные температуры, поэтому в наших условиях экономить на данном изделии нельзя. Полноприводные внедорожники также часто страдают от повреждения пыльников, правда по другой причине – на бездорожье они легко повреждаются от соприкосновения с внешними препятствиями. Поэтому владельцам таких авто крайне желательно проводить хотя бы внешний осмотр состояния ШРУСов после каждого выезда на бездорожье.
Защищайте пыльники от перетирания
Перетирания происходят из–за того, что при поворачивании ШРУСа ребра пыльника соприкасаются друг с другом. Именно поэтому при замене пыльника изнутри его обязательно промазывают специальной смазкой. В некоторых автомобилях, в томчисле отечественного производства, ШРУСы постоянно изогнуты, а пыльники все время касаются их внутренних металлический деталей. Иногда они находятся в зоне сильного нагрева, например, рядом с выпускным коллектором, потихоньку плавясь.
Порванный пыльник сразу не вызовет поломку ШРУСа, особенно если в узле использовалась качественная смазка. В этом случае можно ездить на автомобиле месяц или более, прежде чем появится характерное гудение и хруст в поворотах, свидетельствующие о неисправности.
При порванном пыльнике смазка постепенно вбирает в себя абразивные частицы, трущиеся механизмы перегреваются, что вызывает проворачивание обоймы ШРУСа. В результате этого авто с передним приводом фактически остается с единственным ведущим колесом.
Выработка на шлице
В некоторых автомобилях используются ШРУСы с удлинителем или промежуточным валом. Как раз для них и характерно этоповреждение. Там, где в механизме происходит сочленение, шлицы истираются или даже обламываются. Поломка обычно является следствием старения металла или конструктивного дефекта узла. Также выработка появляется по причине ржавления места сочленения. Это приводит к появлению люфта и вибрациям.
Износ опорного подшипника
В зависимости от размещения коробки передач и двигателя левый и правый приводы имеют разную длину, вследствие чего на одной из сторон применяется промежуточный вал. В нем находится дополнительный опорный подшипник, который может просто износиться вследствие большого пробега. Как правило, эти подшипники имеют нестандартные размеры и меняются только в сборе со ШРУСом, даже если последний исправен.
Срез шлицевой части
Если ШРУС просто разрушился по металлу, причиной чаще всего являются технологические нарушения при его производстве. Также неисправность может возникнуть при внесении изменений в конструкцию автомобиля, например, при увеличении клиренса на внедорожниках. После такого тюнинга ШРУС устанавливается в нестандартное положение, порой даже задевая близлежащие узлы транспортного средства. Иногда шлицы повреждаются из–за перетяжки ступичной гайки. Неисправность обычно заметна сразу после начала движения, реже – при езде по неровностям.